Шайр (Shire horse) — порода английских лошадей-тяжеловозов. Шайры являются потомками средневековых военных лошадей Great Horse (впоследствии переименованные в English Black). Название «black», по мнению ряда историков, дал Оливер Кромвель, и первоначально оно относилось к лошадям породы фриз, имеющих вороную масть. Порода шайр была выведена посредством скрещивания фризских и импортированных фландских коней с местными кобылами. Изначально шайры были исключительно военными лошадьми, и лишь некоторое время спустя стали использоваться в качестве тяжелоупряжных и обычных коней.
Внешние признаки породы
Шайры, несмотря на свое древнее происхождение, в большинстве своем, не совсем однородны. Некоторые лошади необычайного веса и размера годны только для неспешной езды шагом, а другие, складные и крупные скакуны подходят уже и в воз, и в плуг.
Пропорционально развитые части тела — важная особенность данной породы. Широкая спина и грудь, такой же крестец обеспечивают недюжинную силу и выносливость шайров. Эти лошади прочно держат тело и отменно питаются.Разнообразием отличается и масть шайров.
Масть: вороная, гнедая, рыжая, серая.
Рост в холке: 1,65 — 1,80 м.
Использование: тяжелая упряжка.
Особенности: самые сильные, крупные и тяжелые лошади.
Рыжие, серые, гнедые, вороные — лошади на любой вкус. Для шайров типична и былые чулки (как правило, на задних ногах), и лысина на голове.
К недостаткам породы можно отнести сильную фризистость, сырость, не всегда достаточную приземистость. Впрочем, все эти недостатки, вероятнее всего, в ближайшем будущем исчезнут, потому как особи, для которых характерны перечисленные выше пороки, ценятся меньше, и селекционеры усиленно работают над устранением данной проблемы. В настоящее время в Англии пользуется популярностью скрещивание шайров с чистокровными кобылами, в результате которого рождаются пригодные упряжные племенные лошади.
В начале 50-х годов ХХ века шайры скрещивались с клейдесдалями, в результате чего приобрели густые шелковистые фризы на ногах. Данное скрещивание было проведено с целью решения проблема с мокрецами и лошадей старого типа. На передних ногах фризы растут от запястья вокруг всей ноги, а на задних — начиная от скакательного сустава. В настоящее время на рынке востребованы лошади с отметинами белого цвета на ногах.
Особенности характера и нрава
Лошади породы шайр отличаются спокойным и уравновешенным темпераментом. Легкость в управлении — одна из важных особенностей и преимуществ данной породы. Благодаря этому, шайров часто используют для скрещивания с другими лошадьми, чтобы в итоге получить послушных жеребят.
История породы
Лошади шайрской породы были выведены в XVIII столетии в Англии посредством многоэтапного скрещивания фламандских и голландских жеребцов с местными кобылами. В то время шайры разводились на всей территории Англии, в частности, в Норфолке, Линкольне, Хантингтоне, Кембридже, Дерби, Ноттингеме и др. По дошедшей до нас информации, в те времена шайров называли «Староанглийская вороная», «Великачя лошадь», «Линкольнширский гигант», «Шайр». В зависимости от места происхождения, между лошадьми внутри породы существовали некоторые различия.
Родоначальников современных шайров считается жеребец по кличке Packington Blind Horse (Слепая Лошадь из Пэкингтона). Он проживал в период с 1755 по 1770 гг. в небольшой деревне под названием Пэкингтон. Была ли лошадь слепой — к сожалению, достоверность данного факта подтверждена не была. Но именно Packington Blind Horse записана первой лошадью шайрской породы в Племенной книге шайров, вышедшей в 1878 году. В то время представителей данной породы еще называли «английскими упряжными» лошадьми, однако уже спустя 6 лет они окончательно стали шайрами.
Наши предки активно использовали шайров для тяжелых фермерских работ. По мере совершенствования дорог, появлялось все больше дилижансов, в связи с чем возрастала популярность и востребованность тяжеловозов. В то же время заводчик Роберт Бэйквилл скрестил шайров с фризами, чем значительно повлиял на дальнейшее развитие данной породы. После «вливания свежей крови» шайры стали более подвижными и гибкими, несмотря на свою массивность.
В XIX столетии лошади являлись основной рабочей силой в промышленности и сельском хозяйстве, в особенности на железных дорогах и в доках. Для выполнения работ нужны были лошади с гигантской мускульной силой. Шайры работали на улицах городов и в доках. Нравы времени и потребности империи требовали поистине невероятной массивности и силы от лошадей, а также безукоризненного послушания. Шайрские лошади обладали всеми этими качествами. В то время они являлись самыми мощными и крупными тяжеловозами во всей Великобритании.
Средний рост в холке жеребцов шайрской породы — от 1,66 до 1,76 м. Мерины и кобылы несколько уступали по размерам. А лучшие представители породы достигали 1,85 м в холке. Вес шайров достигал 1,2 тонны. Жившие в XIX веке шайры имели длинную мускулистую шею, грубую большую голову с немного выпуклым профилем и широким лбом, бочкообразный корпус, низкую холку, мощные ноги, увенчанные прочными копытами.
Необычайная сила и высокий рост шайров позволили им установить несколько мировых рекордов. В частности, шайрские лошади — официальные рекордсмены по грузоподъемности. В апреле 1924 года на престижной выставке в Уэмбли 2 шайра были запряжены в динамометр и приложили силу порядка 50 тонн. Те же лошади в цуге, идущие по гранитной и к тому же скользкой мостовой сдвинули с места груз весом 18,5 тонн. Шайрский мерин по кличке Вулкан на той же выставке выполнил рывок, позволяющий сдвинуть с места груз весом 29,47 тонны.
Среди шайров рождались настоящие великаны. Например, в Англии в 1846 году появился на свет жеребенок необычайно крупного размера. Его назвали Самсоном — в честь библейского силача. А когда Самсон вырос, его рост в холке достиг уже 2,19 м, и жеребца переименовали в Мамонта. С этой кличкой он и вошел в мировую историю коневодства, как самая высокая из существовавших когда-либо лошадей.
Принимая во внимание высокую потребность в тяжеловозах для удовлетворения нужд постоянно развивающейся промышленности и армии (а в те времена, как мы помним, было немало войн), шайры получили широкое распространение на рубеже XIX и ХХ веков. А в 1878 году даже было создано Общество шайрской лошади, которое процветало до 30-х годов ХХ столетия, когда появились первые тракторы и другие плоды начавшегося технического прогресса. В 50-60х годах ХХ века число шайров, как и многих других лошадей, существенно уменьшилось, и над породой даже нависла реальная угроза исчезновения. Но несколько самоотверженных коневодов спасли шайров, и в дальнейшем порода вернула себе былую популярность. В 80-х годах ХХ столетия использовалось более 100 производителей и фиксировалось более 400 регистраций в год.
Одной из причин возрождения былого интереса к шайрам стало появление премий для жеребцов. Финансовые средства для этого предоставлялись Обществом шайрской лошади из доходов скакового тотализатора и вручались на ежегодной выставке, проводимой в марте. Речь идет о сумме более 35 000 фунтов стерлингов. Еще одна причина роста популярности — увеличение рынков сбыта, в частности, за рубежом.
В настоящее время лошади шайрской породы активно используются пивоварами. Сегодня на улицах многих английских городов можно встретить стилизованную упряжку, развозящую бочки с пивом. Кроме того, шайров запрягают в фургоны и тележки для различных шоу и праздников. Принимают участие лошади шайрской породы и в соревнованиях по вспашке, а также состязаниях на силу тяги.
Очень понравилась статья, особенно фото Самсона и лошади бегущей по снегу! Красиво!
Лошади на самом деле замечательные!!! На фото, где два шайра, на заднем фоне мой мальчик…