Расписание семинаров на 2023 год.

Отучив Григори кусаться, мы с ним взялись за проходки вместе и тут у малыша образовалась каша в голове. )) Я учила его следовать за мной, пыталась научить идти у плеча, останавливаться со мной, осаживать синхронно со мной, затем стоять и ждать пока я отойду и пока не подзову его. Ну кто ж тут не запутается? Лошадь не только теряет внимание, когда при всей ее старательности человек сам путает ее, но и лошадь попросту может потерять настроение заниматься. А нам нужно было, чтобы Гришенька полюбил занятия, потому что принцип моего воспитания — не усиливать воздействие на лошадь, а добиваться охотного послушания на самые тонкие сигналы, добиваясь понимания с  полуслова, полу-мысли… Я вовремя опомнилась и разделила процесс на отдельные части. Поняв логику каждого отдельно взятого задания, Гришаня легко, за несколько занятий научился всему выше перечисленному. Итак, я просила его стоять на месте определенным жестом — четкий жест двумя руками с раскрытыми ладонями. Без проходок, просто жест  «Стой тут!», сначала я делала полшага назад, к нему лицом, чтобы если он будет намерен идти за мной опять показать предупреждающий жест «Стой тут». Предупреждающий — потому что если он все-таки успевал за мной сделать шаг (то есть ко мне), я осаживала его после назад, обратно на этот же шаг или даже два. Затем, когда он мог стоять пока я делала шаг от него, я отворачивалась, делала мини-шаг и сразу поворачивалась, стараясь поймать момент когда Гришаня еще не успел шагнуть за мной. И если я такой момент ловила, я звала его с «распростертыми» объятиями и давала кусочек из лошадиных прессованных в гранулы мюсли. Если же нет, я возвращала Григори на место или даже еще на пару шагов назад.

 [box type=»info»] Надо сказать, что раньше я мучилась со всеми этими вкусняшками, угощениями, не понимая сколько лучше давать кусочков лошади в награду, если решила пользоваться таким поощрением. Сейчас, когда я работаю с кликером с лошадьми, достаточно буквально одной-двух гранул из таких мюслей. Поверьте, этого достаточно! Размером они с изюминку, но лошади настолько включаются в игру, им нравится сам процесс «нажимания» на кнопку кликера, что они не обращают внимания на размер поощрения. Тогда я еще с Григори на кликер не работала, но поощрение лакомством присутствовало. И вот, однажды, тренер из нашего клуба пожаловалась мне на Григори, что когда она зашла в падок, он начал попрошайничать и укусил ее за попу! ))))) Я ее тогда научила осаживать Гришку на жест и просить стоять, хорошо что он уже умел! Попрошайничать я его отучала планомерно вводя правила — либо это кликер, когда мы ввели тренировки с кликером, либо я даю лакомство редко, на очень удачно сделанное упражнение или цепочку упражнений, то есть после «работы», либо, чтобы подкрепить что-то совсем новое. Ведет он себя не агрессивно, сам в карман не полезет, но всячески будет показывать что готов заняться «творчеством» и поиграть в игру «угадай что нужно сделать, чтобы Юле понравилось» — лошадь вся внимание, как струнка, как пружинка, готовая к работе. Какое длинное у меня отступление получилось на лакомство. )) Нет, я не считаю, что лошадь можно воспитать, давая в нужные моменты ей лакомство, поощряя ее. Фундамент уважения лакомством не заменишь. И на свободе лошадь рано или поздно отпадет от человека, не будет следовать за ним, если налопается этих поощрений. Так что это не стратегия воспитания конечно. Лошадь будет присоединена к человеку и пойдет за ним инстинктивно доверяя его уверенности, полагая что рядом с ним зона безопасности и комфорта. А лакомство, любопытство, интерес к занятиям, положительные эмоции — это всего лишь составляющие этой комфортной зоны.[/box]

Итак, я учила Гришаню стоять и ждать, когда я его подзову. Когда он понял принцип, я отходила уже на пару шажочков. Теперь я могу сделать шагов 10, он стоит и ждет подзыва. Но нет предела совершенству, можно нарабатывать это упражнение и дальше и даже, быть может, мы с ним еще будем играть в прятки ))

Вторая проблема возникла в проходках — Гришаня не хотел идти, следовать за мной, а настойчиво оставался ждать, даже без жеста, предвосхищая мою команду. Но постепенно я ему объяснила приглашающим жестом, что нужно идти. Как я это делала? Приглашала жестом, тянула за гриву. При малейшем стремлении идти вперед со мной останавливалась, хвалила и давала гранулу мюсли. Таким образом Гриша научился идти за мной, когда я у его шеи, понимая и распознавая мой приглашающий жест.

И мы с ним начали учить остановки. Это было просто. Поскольку он уже умел осаживать на жест и на прикосновение к груди или голове, то в проходке, когда я останавливалась, а Гришаня нет, я, поскольку шла у его шеи, имела возможность прикоснуться к его груди и даже надавить, чтобы подсказать, что нужно осадить.

Надо сказать, что вначале он не очень хотел осаживать, когда я рядом, ведь он привык, что он осаживает, а я остаюсь впереди, перед ним. Мы экспериментировали с ним и в проходках и при обычном осаживании. Я меняла мое местонахождение — например, я прошу его осадить, когда стою перед ним и иду на него, затем прошу осадить, когда я совсем чуть чуть сбоку и тоже иду вместе с ним, но лицом к нему, затем я у его шеи, но все еще лицом к нему и мы выполняем всё тоже упражнение, а когда он окончательно въехал, я просто разворачивалась спиной, продолжая с ним шагать назад. Таким образом, в проходках, нам нужно было просто натренировать синхронную остановку, а уже осаживание вместе рядом он понимал. Делали мы это с кликером. Плюс конечно очень помогал язык тела. Сначала я не останавливалась резко. Я замедляла шаг и отклоняла корпус назад, подсказывая Григори, что я сейчас остановлюсь.  И это служило ему тоже предупреждающими сигналами, потому что если он не останавливался, я дотрагивалась до груди и напоминала ему правила этой игры. Таким образом он научился прислушиваться к сигналам моего тела. И чтобы закрепить этот навык, в особенно резких остановках я кликала, поощряя его и лакомством и эмоционально. Так мы научились синхронно резко останавливаться в проходках. Что помогло ему понять суть и на рыси в пробежках рядом, но это уже потом.

[box type=»info»] На самом деле, не всё так просто с проходками — эта часть нашего тренинга была скорее выученной, натренированной. В этом нет ничего плохого, но всё же, начав читать книгу Хемпфлинга, проанализировав работу на присоединение того же Хемпфлинга, Монти Робертса, найдя общие закономерности и в работе с лошадьми Пата Парелли, я пришла к выводу, что лошадь может и должна останавливаться синхронно с человеком ИНСТИНКТИВНО, следуя за ним как за лидером, сосредоточив на нем свое внимание, сконцентрировавшись на его энергии и языке его тела — не обучаясь этому, но сразу после того, как признает человека лидером. С Гришей наши первые проходки-остановки, осаживания мы делали именно обучаясь, включая мозги и вкладывая в процесс всё наше взаимное старание. Но когда мне удавалось впоследствии работать с совершенно мне незнакомыми лошадьми — 5-10 минут на присоединение и лошадь следует на свободе, останавливается и осаживает синхронно! Чудеса? Природа![/box]

Итак, научив Гришаню следовать за мной свободным, останавливаться и осаживать синхронно, ждать меня и уступать мне, я решила, что настала пора для прогулок с Гришей. И, поиграв в надевание и снимание недоуздка, в один прекрасный день на длинной корде и в недоуздке, мы впервые вышли с Гришей в «космос», вернее на территорию конюшни с полем, полянами, покрытыми зимней по-кипрски сочной травой, на волю. Что из этого вышло, читайте в следующей главе дневника.

Коментарии Вконтакте:

Ответить Рядом! Стой! Жди! Иди ко мне!
  1. Лошадь-красивое и благородное животное, рядом с человеком очень давно. Мне казалось, что лошадь в процессе общения с человеком эволюционировала вместе с ним, и не нуждается в дрессировке. Увы, я ошибся. Очень содержательная статья, удачи!

    • Юлия Худякова 28.05.2012 at 10:43 Ответить

      Не нуждается, если лошадь общается с человеком долго, любит и уважает его, следует за ним как за лидером. Да и дрессировкой это не назовешь — это объяснение правил общения, прежде всего для безопасности человека. Если же человек мастер выражения языком тела, то лошадь всё поймет и без объяснений, так и происходит. Но с каждой новой лошадью вырабатывается новый способ общения. На уровне мыслей, сигналов взглядом, понимания «между строк», у меня такое понимание со старшим конем. С Гришей приходим к этому.

  2. «лошадь может и должна останавливаться синхронно с человеком ИНСТИНКТИВНО, следуя за ним как за лидером, сосредоточив на нем свое внимание, сконцентрировавшись на его энергии и языке его тела – не обучаясь этому, но сразу после того, как признает человека лидером.»
    Очень хочется научиться именно такому общению с лошадьми!!! Жаль рядом нет таких людей, как Хемпфлинг…

    • Юлия Худякова 28.05.2012 at 13:39 Ответить

      На курсе «Уроки лошадиного языка» мы работали над таким присоединением. Я делала это с 5-ю лошадьми (3 из них совершенно меня не знали) за последний месяц — это отлично работает! Но это не для новичков, необходима поддержка знающего человека, иначе это может быть опасным. У студентов курса всё тоже получилось ))


[top]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.