Многие русские художники изображали сюжетные сцены с лошадьми в своем творчестве. Впервые эти благородные животные были увековечены на полотнах еще в Древней Руси. В то время люди обожествляли лошадей и запечатлевали их в наскальных рисунках, древних росписях, многочисленных изваяниях, отдавая дань уважения этим сильным и изящным животным.
О поклонении лошадям в Евразии свидетельствуют захоронения императоров в парадной амуниции с конями, а также образцы торевтики скифов. За многовековую историю своего развития русское искусство создало бесчисленное множество изображений коня, отражений его важной роли в жизни всего человечества.
Многие известные люди древних времен запечатлевались на полотнах в образе всадников – Святой Георгий Победоносец, архангел Михаил, Лавр, Флор и др.
Художники XVII века изображали лошадей в различных состояниях – пьющими воду, в кровопролитных схватках, скачущими через поле и др. В те времена конные композиции создавались также в фреске и иконе. А в XVIII веке стали появляться конные портреты в монументальной скульптуре и живописи. Портретная живопись доминировала в то время.
А в начале XIX века – неспокойное время революций и войн – тема лошадей в искусстве продолжала развиваться. Царившая в ту пору эпоха романтизма раскрыла художественное видение лошади, как части дикой, свободной природы, на которую еще не наложила свой отпечаток цивилизация. В то время были созданы многие известные работы П. Михаловского, А. О. Орловского, Т. Жерико, Б. Свебаха и др. Немного позже направление романтизма в искусстве подкрепилось атмосферой Кавказской войны.
В то время появились портреты лошадей, что стало стартовой точкой для целого направления отечественного искусства. Знаменит рисунок пером «Голова лошади», выполненный художником Орловским в 1807 году. В середине XIX века пользовались популярностью портреты, на которых всадник расположен в фас, а лошадь – в профиль.
Литографии Орловского передавали характеристики персонажей лошадей, их прыть и резвость. Представители императорского двора и дворяне заказывали парадные конные портреты, в то время в русском обществе царил неподдельный интерес к иппологии. Яркие тому подтверждения – произведения Клодта и Сверчкова, связанные с созданием особой эстетики данного искусства. В домах многих дворян и чиновников в то время были целые портретные галереи лошадей – гравюры, картины, рисунки. Их дарили, заказывали, собирали.
Таким образом, лошади играли заметную роль в изобразительном искусстве России с древнейших времен, и с течением времени эта роль становилась все более существенной.
Коментарии Вконтакте: