Так называемая, Дикообразная игра или Толкотня, как ее называю я (прим. переводчика).
Эта статья является переводом с официального сайта Пата Парелли http://www.parellinaturalhorsetraining.com
Игра #2: Дикообразная игра.
Это вторая очень важная вещь в системе дрессировки лошадей, включающей 7 Игр. И роль 2-й игры в установлении лидерства и построении языка между Вами и лошадью, который понятен для любой лошади.
Произведите впечатление на свою лошадь Вашим Давлением.
Вы когда-нибудь видели такую сцену: человек пытается отодвинуть лошадь, толкая ее, но встречает еще большее сопротивление – такое, что лошадь буквально ложится всем телом на человека, наоборот, не уступая ему? Для лошади это естественно – упираться на устойчивое давление и «проламывать» его неуклюже, во что бы то ни стало. Так запрограммировала их природа в целях выживания. Инстинкт говорит им вырваться на свободу от «захвата хищника» или из ловушки в какой-либо катастрофе, вырваться через препятствие, которое оказывает давление, мешает им, чтобы остаться спасенными.
Чтобы развивать партнерство со своей лошадью, Вы должны помочь ей преодолеть свои страхи, защитные реакции при давлении, чтобы принять, осознать, как уступить и уйти от давления. Я учу этому лошадей через игру Дикобраза, это 2-я из Семи Игр.
Все виды давления разные, это не одно и то же, важно различать их специфику.
Существует два типа давления:
1. Устойчивое, физическое давление (сопротивление)
2. Ритмичное, не физическое давление (дискомфорт)
Лошадь сдвинется от ритмичного давления гораздо легче, чем от устойчивого давления. Непостоянный характер давления заставляет лошадь быть более уступчивой, склонной отступить от таких вещей, как крутящаяся веревка или размахивающие руки. Но лошадь всегда будет склонна упираться в Вашу ногу, руки или повод.
Поэтому Дикообразная Игра может быть несколько трудной. Фактически, большинство людей избегают борьбы или делают очень немного шагов по уступкам давлению, когда они изучают на практике Семь Игр. Вместо этого, люди обычно уделяют много времени и внимания Ведущим играм на доминирование (Направляющая, Кружащая и т.д.), Игру #3 (ритмичное давление), и думают, что их лошади действительно уступают хорошо. Но на самом деле, они не трогают своих лошадей. Когда эти люди оказывают постоянное небольшое давление на лошадь, они находят, что их лошади действительно отступают обратно или только отвечают намерением уклониться. Но этого недостаточно.
Реальные дикобразы очень эффективны! Они учат любое животное уступать – второпях! Они дают некоторые ранние, тонкие предупреждения о том, что они намереваются сделать, затем если предупреждение не учтено, дикобраз устойчиво и прогрессивно увеличивает давление, пока он не выпустит свои иглы!
Почему уступки столь важны?
В процессе развивающегося общения с лошадью — уступка от физического давления – это основной фактор. Задумайтесь об этом. Повод, трензель, шенкель, узда, веревка и любое прикосновение — всюду вовлечено физическое давление. Если лошадь не поймет, как уступить давлению, то она будет скорее всего вкладываться в повод, сопротивляться давлению ног и укладывать помощников на «лопатки» всех вместе разом. Вы должны стоя на земле научить лошадь перемещаться всего лишь от нажатия пальцем. Прежде чем сесть на лошадь, Вы должны знать на что похожа уступка давлению, когда лошадь действительно понимает суть.
Чем лучше Ваша лошадь уступает от давления, тем легче Вам с ней будет обращаться на земле и верхом – в любой ситуации. Каждый раз, когда Вы даете лошади контакт с поводом, веревкой, хлыстом, ногой, рукой, всем чем угодно – Ваша лошадь должна ответить с уважением и охотно. Это как подталкивать игрушечную лодку в ванне – никакого сопротивления, ноль сопротивления.
Принципы Игры Дикобраза для Дрессировки Лошадей
Есть четыре принципа к Игре #2:
Принцип 1 – Намерение
Смысл этого принципа – Вы должны обнаружить свое намерение решительным взглядом. И уже на этой стадии многие люди испытывают затруднения. Поймите – Ваш взгляд передает Ваше намерение! Это действительно организует правильный язык тела и количество живости, в которой Вы нуждаетесь, чтобы переместить лошадь. Например, если бы Вам понадобилось сдвинуть диван с места, Вы бы посмотрели на него столь решительно, чтобы собрать достаточное количество энергии на это действие, тогда Вы встанете и продвинетесь вперед в своем намерении. Ваш вид бы не был похож на человека, расслабленно смотрящего телевизор, в Вас не было бы этой смягченной энергии тела. Это тоже язык тела ( прим. Пер. хотя за Вами никто не наблюдает 🙂 ).
Вам не надо давать своей лошади сокрушающий толчок, но я действительно хочу, чтобы Вы получили очень ясное понимание. Ваш взгляд, Ваша жизненная энергия, Ваш первичный язык тела помогут Вам ясно передать лошади свое намерение: «Уйди от моего надвигающегося давления».
В Дружелюбной Игре Ваш взгляд очень мягкий. Вы мягки, Вы улыбаетесь и ничего не требуете. Если Вы не изменяете свой взгляд от «Дружественного» взгляда до взгляда «Дикобраза», то Вы просто смутите свою лошадь и дадите ей противоречивые указания. Многие люди не изменяют взгляд и затем озадачиваются вопросом, почему их лошадь не может понять их. Ваш взгляд, стремление должны быть ясными.
Принцип 2 – Устойчивое Давление
Это означает, что давление оказано плавно и устойчиво, не периодически. Ритмичное давление закрывается – прерывается Вашими пальцами отчего лошадь может противостоять или ухудшать положение вещей. Именно поэтому Игра Дикобраза использует только устойчивое давление.
Если вернуться к дивану – создав намерение, построив «взгляд», почувствовав себя действительно уверенным совершить толчок, Вы бы сделали это. Но начали бы с мягкого «предложения» и затем постепенно построили бы давление вплоть до того момента, пока не получите «ответ», то есть пока диван не сдвинется. Но насколько легкое давление мягко? И насколько сильное давление жестко?
Принцип 3 – Четыре Фазы Дружественной Твердости … и Мгновенное Снятие.
Фазы характерны нарастающими «сердитыми приращениями» давления, и таковых всего четыре фазы давления. Первое самое легкое, и четвертое — то, что это играет роль высокой эффективности. Фазы два и три промежуточные.
Список ниже может помочь Вам понять то, чему они подобны:
- Фаза 1 – Давление на волосы (почти как муха)
- Фаза 2 – Давление на кожу
- Фаза 3 – Давление на мышцы
- Фаза 4 – Давление на кости
Каждая фаза становится прогрессивно и умеренно более настойчивой, продвигая давление немного тяжелее и делая это все более и более неудобным, дискомфортным для лошади, если лошадь не двигается. В МОМЕНТ, когда лошадь отвечает, перемещаясь, или даже пытается ответить, надо немедленно снять все давление! Не давление учит лошадь, но снятие, освобождение от давления, это говорит лошади, что она сделала правильную вещь.
Чтобы сделать лошадь чувствительной, Вы должны быть готовы остановиться в любой фазе, как только она попытается двинуться. Если Вы продолжаете нажимать после того, как лошадь ответила, Вы уменьшите чувствительность у лошади, и она станет «унылой». Она потеряет стимул сделать то, что Вы хотите, и тогда потребуется больше давления, чтобы заставить лошадь отвечать вообще. Комфорт — главный мотивирующий фактор для лошади, и Вы должны показать ей, как она может достигнуть комфорта, уступая давлению.
Кроме снятия давления, многие люди также замедляются, и это наиболее распространенная ошибка, которую я вижу в Игре Дикобраза, они пропускают фазу 1 и никогда в действительности не добираются до фазы 4. Люди склонны оставаться в фазе 2 и 3. Но, продвигаясь слишком резко и вместе с тем без достаточной ясности, которую дает последняя фаза, люди «ощупывают» лошадь, упуская возможность выполнения и теряя эффективность, тогда лошадь может стать унылой и непочтительной.
Попробуйте фазу 1 на своей руке. Нажмите только на волосы. Вы чувствуете это легчайшее прикосновение? Понаблюдайте за лошадьми, щелкающими хвостами, чтобы отгонять мух от кожи, и Вы увидите как невероятно чутки лошади! Как только Ваша лошадь понимает, что сделать, она будет рада ответить на самое легкое прикосновение каждый раз, когда Вы предлагаете это.
С другой стороны фаза 4 должна быть очень эффективной. Если Ваша лошадь может устоять на том же месте, в то время как Вы стремились сдвинуть ее, то Вы не нашли Фазу 4.
Несколько лет назад в Европе, молодая девушка, у которой была швейцарская горная лошадь, обратилась к нам. Эти лошади главным образом используются как тяжеловозы и не являются самыми чуткими существами в мире. Они довольно толстокожие, потому что они учились работать, привыкая к давлению трензеля и ведущего «воротника».
Эта лошадь обычно таскала девушку как только ей заблагорассудится. У него также была уловка дергания его головы и буквально бросания бедной девочки из стороны в сторону. Вы могли бы наблюдать, как лошадь сделала игру из этого. Он совсем не был сердитым, но он играл бы в эти в игры, чтобы развлечься и освободить себя, не уступая давлению.
Когда это мы начали Игру Дикобраза, эта лошадь и не собиралась двигаться. Та маленькая девушка пыталась его осадить, выдвигая пальцы в его кожу, а он только стоял, зевая. Я подошел, чтобы помочь ей и когда я приблизился , я достал свой складной нож. Я выбрал отвертку и скрыл ее в моей руке. Я потер его кожу, нажал на волосы моими пальцами, нажал на кожу, потом на мышцы и затем применил плоскую отвертку и медленно продолжал увеличивать давление. Лошадь подняла голову, раскрыла глаза от удивления, проворчала и уступила довольно далеко. Он не мог поверить этому! Я снял давление и потер его, затем начал снова с фазы 1. Снова, я должен был пойти в фазу 4, но в третий раз, когда лошадь, отодвинулась, уступила давлению в фазе 2, она продолжала уступать. Все, в чем он нуждался, это понимание, что если он не уступит, то наверняка ему придется столкнуться с фазой 4, которую я собирался сделать максимально эффективной. Его задачей было всего лишь обратить внимание на более легкие просьбы об уступке.
Если Вы не эффективны, то Вы только ворчите. Из за этого Вы должны будете использовать слишком много давления, чтобы сделать что-либо, и в конце концов, у лошади от этого только испортится характер.
Лошади эффективны в общении друг с другом. Они всегда используют фазы, но нетренированный глаз часто не замечает этого. Поэтому люди бывают покусаны или получают удар копытами, если не замечают предупреждения. Если одна лошадь вторгается в пространство другой лошади. Вторая лошадь отводит назад уши (Фаза 1), бросает резко в ее сторону голову (Фаза 2), вытягивает угрожающе свою шею (Фаза 3), затем попросту клацает зубами прямо в шею другой лошади, возможно даже откусывая часть плоти (Фаза 4). Вторгающаяся лошадь или не замечала или не верила предупреждающим сигналам другой лошади о намерении прогнать, таким образом, она была укушена. Как Вы думаете, ответит ли лошадь намного быстрей в следующий раз?
Принцип 4 – «поглаживание, давление и опять заглаживание».
Каждый раз, когда Вы готовитесь произвести на лошадь впечатление своим давлением, сначала Вы должны потереть, погладить то место, на которое будете оказывать давление. После того, как Вы нажали, и лошадь ответила, Вы должны снова погладить то место. Это особенно важно на обучающих стадиях.
Если Вы только толкаете лошадь и никогда не гладите перед и после давления, то Ваша лошадь станет защищаться уходом от любого Вашего взмаха. Когда Вы приблизитесь к лошади или протянете руку к ней, лошадь начнет перемещаться. Это называется опасением. Это демонстрирует нехватку уверенности и даже некоторого страха и особенно распространено с чуткими лошадьми.
Та же самая лошадь склонная к панике сделает рывок вопреки трензелю, когда она почувствует слишком много давления, или такая чувствительность помешает Вам использовать ноги, потому что лошадь буквально взлетает, как только он чувствует их. Опасение не та вещь, которая нам нужна. Просто лошадь не понимает, как ответить на физическое давление.
«Протирка» — форма Дружественной Игры и очень важная часть в отношениях человека и лошади. Если Вы оглаживаете сначала, затем оказываете устойчивое давление последовательно наращивая фазы и прекращаете в тот момент, когда лошадь начинает двигаться, затем гладите место давления снова, Вы достигните хорошего понимания с лошадью, когда дело касается физического давления.
Шаг и еще шаг, а затем все больше и больше шагов.
Сначала, когда Вы учите лошадь пониманию как сдвинуться с места от Вашего давления, не будьте слишком требовательными. Не просите слишком много и слишком долго. Попросите только попытку, затем шаг или два, и только тогда уже два или больше, затем все больше. Не просите пять шагов, пока два шага не легкие для лошади. Это поможет лошади принять давление и понять то, что Вы хотите. Она также станет более уверенной.
Если два месяца спустя Вы получаете только два — пять шагов, то у Вас что-то не так. Это означает, что Вы не были достаточно прогрессивным, и у Вас, вероятно, лошадь, которая становится унылой снова и снова, потому что ей надоедают. Доберитесь до такого уровня, когда Вы сможете сделать 10, 20 или 50 шагов с непринужденностью. Сохраняйте стимулирующим, что Вы имеете в арсенале (см. выше).
Давайте сосчитаем всевозможные варианты Дикообразной игры.
Есть много направлений, в которых мы можем попросить лошадь двигаться, применяя Дикообразную игру:
Назад
Вперед
Лево (задняя часть и перед лошади)
Право (задняя часть и перед лошади)
Вниз
Вы можете попросить, чтобы лошадь уступила в каждом направлении, применяя давление на различные области тела лошади. Вы могли бы также ввести множество препятствий и определенных задач, чтобы бросить вызов себе и Вашей лошади сложностью выполнения. Позвольте своему воображению развивать сложность Дикообразной игры!
Вместо того, чтобы начать давление кончиками Ваших пальцев, Вы можете ускорить Игру Дикобраза при помощи стика (палочка, не гибкий хлыст). Четыре фута длиной, жесткий и крепкий, стик позволит Вам оказать давление к груди лошади, шее и бедру, оставаясь вне диапазона перемещений лошади. Поскольку это давление всегда устойчиво и сильно, то это намного более эффективно чем кончики пальцев. Когда я начинаю обучать лошадь Игре Дикобраза со стиком, результаты появляются намного быстрее. Используйте стик, чтобы учить лошадь уступать давлению и, затем, кончики пальцев, чтобы очистить, погладить место давления.
Отражение Оппозиции рефлекторная реакция
Многие из Вас знают суть, но возможно не знали, что существует специальный термин для этого. Отражение, рефлекторное противостояние- защитная реакция, когда лошадь выступает против давления и продвигается в само давление вместо того, чтобы уступить ему и отойти. Как то, когда Вы пытаетесь отодвинуть лошадь с Вашего пальца ноги, а лошадь вместо этого еще больше упирается, наклоняет плечо и отталкивать ее тяжелее.
Важно знать, что это не неповиновение. Это — (неаналитический) инстинкт «с правильными мозгами» и полностью естественная реакция для лошади. Это даже не ответ. Это — реакция. Лошадь — животное жертва, добыча и такие реакции бывают первичны на давление.
Лошадь, которая кусается или лягается, при первых попытках играть в Игру Дикобраза –это та самая реакция — Отражение Оппозиции на давление. Худшая вещь, которую Вы можете сделать в этот момент – наказать лошадь. Вторая худшая вещь состоит в том, если Вы прекратите давление. Если Вы вне опасности, то поддерживайте на высоком уровне устойчивое давление, пока Вы не получите положительный ответ. Иначе Вы будете учить свою лошадь реагировать опасно на давление!
Ключ ко второй игре — это, чтобы оставаться пассивно постоянным в надлежащем положении (соответственно фазе давления). Поддержите свое давление в любой фазе, пока лошадь не решила эту задачу в нужную Вам сторону. Как только нежелательное поведение останавливается, прекратите давление и потрите, огладьте лошадь, пока она не начнет облизывать губы. Лошадь оближет губы, когда изменится ее реактивность до осознанных взглядов. Тогда начните снова с фазы 1, и продолжайте повторения, пока лошадь не будет отвечать положительно.
Мягкие, чуткие руки, завершающие давление вовремя и правильно
Одной из тайн о том, как развить у лошади чувство Ваших рук, является то, что Ваши руки медленно «закрываются» и «открываются» быстро, мгновенно. То есть Вы прикасаетесь достаточно медленно, но убираете руки сразу в нужный момент.
Это — то, чему учат Четыре Фазы Дружественной Твердости. Наш характер заставляет нас хотеть заставить лошадь уступить быстро — нашими руками, или использовать внезапные движения, даже ткнуть и пихаться, а не продвигать давление устойчиво и вежливо.
Быстрые руки, снимающие давление приводят унылых, непонимающих лошадей к нужной реакции. Понаблюдайте за великими всадниками. Вы увидите ту изящность в способе, которым они используют свои руки. Их пальцы медленно, один за другим прикладывают давление, но отрываются быстро, огда лошадь совершает правильное движение. Руки – отличные коммуникаторы, в них есть чувство, и лошади действительно ценят их.
Игра Дикобраза становится еще более важной в Уровнях 2 и 3. К концу Уровня 3 Ваша лошадь быстро и последовательно будет отвечать на фазе 1 или 2. А увидев и поняв Вашу похвалу “О, хорошо …” , лошадь меняет отношение к давлению и становится очень легкой и отзывчивой. Она понимает, как действовать и делает это охотно. Твои сигналы ног, рук и коммуникация жестами становятся почти незаметными.
Действительно лошадей надо учиться понимать. Удачи вашему сайту. Заходите в гости.
юля! спасибо за прекрасную статью! Уж, так всё Пат «разжевал», что кажется более и некуда. Читала довольно подробные его статьи по «играм», но эта… Интересно, есть ли подобные разборы «тонкостей» по другим играм.
Есть на его сайте, нужно просто время чтобы перевести ))
Юля, спасибо за перевод статьи! Ценная вещь в воспитании лошади, а перевод есть остальных игр.)