Кипр 20-26 Июля 2017г Семинар в Гармонии с Лошадью

Опытные, а главное талантливые педагоги всегда могут гордиться дисциплиной на своих занятиях. Один из их секретов — смена деятельности, чтобы отдохнуть от напряжения, когда ученик сосредоточен на одном процессе. Второй секрет тоже прост и гениален и нам всем знаком — обучение ведется от простого к сложному. Не обязательно от начала к концу (бывает и наоборот даже полезнее), но всенепременно каждый шаг должен быть лишь на чуть сложнее предыдущего или же таким же простым, тема урока должна быть  четка и проста для понимания и хорошего усвоения. Ну и третий секрет, это конечно же нечто положительное, когда ученик доволен своими успехами, ему начинает нравится сам процесс обучения. Эти три ключика к дисциплине неразрывно связаны между собой. Действительно легче добиться успеха, выполняя пошаговые инструкции, обучаясь в малом, вместе с тем, с каждым шагом укрепляя в себе уверенность, а значит и интерес. Когда же вам предложат веселую игру посреди урока, да еще такую, играть в которую у вас получается лучше всего, вы одинаково полюбите и занятия и переменки. А теперь давайте задумаемся, почему наши лошади взрываются? Где граница их терпения? Что мы делаем не так? Должно ли это происходить? И можем ли мы предупредить это поведение?

Лошади, как люди, бывают с разными характерами и темпераментами. Они не виноваты в том, что у одной терпения хоть на сутки ваших приставаний с воспитанием и работой, поэтому лошадь просто не спешит услышать вас, другая теряет интерес совсем и спит на занятиях, а третья очень, очень старается, пытается понять, но, увы, если вы плохо объясняете или слишком долго и нудно или слишком требовательно, все эти умнички-лошади, отзывчивые, старательные или сонные, все они в какой-то момент не выдерживают и срываются! «И Остапа понесло…» Это могут быть и свечки, может быть просто недовольное мотание головой, а если лошадь на свободе, она, в сердцах, может просто сбежать от вас, чтобы выплеснуть своё раздражение в скачках с козлами или погонять лошадей рангом ниже, разбавляя тем самым и стресс. Но лошадь убежала, а потеря интереса — это очень нежелательное завершение занятия. Кроме того, каждая лошадь имеет свой порог срабатывания инстинктов самосохранения, поэтому будьте осторожны, когда знакомите лошадей с новыми предметами, дотрагиваетесь ими и, тем более, кладете на спину (например седло в первый раз).

Итак, мы понимаем, что сами провоцируем лошадей на такие взрывы. Что же делать?

1. Длительность занятия. Вы должны знать характер своей лошади. Лошади пугливые, легко-возбудимые могут иметь меньший запас терпения и концентрации, чем лошади солидные, спокойные, флегматичные. Молодые лошади тоже легко взрываются или отвлекаются, что приводит к непониманию, раздражению к вашим требованиям. По темпераменту, возрасту лошади подбирайте длительность занятия — от 5 минут до часа.

2. Важно вовремя остановиться. Наблюдайте за поведением лошади. Во-первых, Вы сами почувствуете, что напряжение нарастает. На эмоциональном уровне. Кроме того, следите за внешними признаками недовольства лошади. Она может начать фыркать, движения делать более резкие, мышцы шеи, спины, ног будут напряжены, уши ходить ходуном или закладываться резко назад. Остановитесь! Не допускайте бури, будьте внимательны.

3. Будьте спокойны. Следите за своими реакциями, эмоциями. Лошади, как правило, отражают еще и наши эмоции, как зеркало. Поэтому не раздражайтесь сами в первую очередь, иначе «заразите» и лошадь.

5. Интерес к процессу поддерживаем удовольствием- хвалим лошадь за малейшее старание, за малейший успех.  Во-первых лошади гордятся своими успехами, я зуб даю, что мой конь тает от похвалы, заряжаясь энтузиазмом показать мне еще больше на что он способен! Если же только требовать от лошади выполнения, ее успехи воспринимая как должное, мы лишаем лошадь мотивации заниматься.

4. Правило простоты. Работайте над чем-то одним за одно упражнение. Не путайте вашу лошадь. Вы должны отрабатывать или оттачивать что-то одно, какой-то один аспект упражнения. Вы вправе отрабатывать сложное движение, только если все его элементы выполняются лошадью на зубок, легко. Если Вы, обучая лошадь подъему в галоп, будете сразу требовать и сбор и с правильной ноги и скорость реакции на команду подъема в галоп, то лошадь совсем не поймет за что именно вы ее хвалите. И  тем более, не поймет что, собственно вы от нее хотите. Поэтому может раздражаться. Разбейте задачу на несколько меньших целей и просите лошадь выполнить именно это. Например, сначала пусть лошадь научится начинать движение сразу по команде, а потом вы будете хвалить ее лишь за правильно подведенный зад, а отработав это, тогда уже на другом занятии за «сдачу в затылке». Если же вы приучаете к седлу, то пусть в первый день лошадь познакомится и смирится сначала с вальтрапом.

6. Упражнение «А теперь веселимся!» Учитывая время урока, дайте возможность отдохнуть от напряжения концентрации при обучении чему-то новому. Прекрасно для этого подходят динамические игры. Не ждите, когда лошадь устанет или начнет нервничать, дайте ей выход напряжению. Своего жеребенка я прошу громко и весело «Убегай!», высылая его из моего пространства, подпрыгивая на месте и подыгрывая  размашистым жестом руками. Это просто полезное упражнение на уважение лошади вашего пространства. Но когда лошадь понимает, что ее хвалят за то что она просто скачет и выпускает всё напряжение, а потом еще и подзовут и похвалят за это, упражнение превращается в любимое. Ура! Ура можно просто скакать и веселиться! И бегом обратно за ласками. А если еще и лакомый кусочек появится из кармана, то это восторг!

7. Упражнение «Расслабон». Обычно сразу после упражнения «Веселимся», подозвав лошадь, я сбавляю энергетику, мои движения плавные, прикосновения мягкие, я обхожу лошадь, оглаживая и даже обнимая. Когда лошадь успокоится, я могу попросить ее еще «повеселиться». Такая смена концентраций динамика-статика учит лошадь быть внимательной ко мне. Через пару упражнений на веселье-расслабон, я либо заканчиваю занятие, либо прошу лошадь сделать уже что-то из нашего урока, поработать.

А что делать, если лошадь уже начала раздражаться? Об этом читайте статью «Дисциплина. Что делать, если лошадь на грани взрыва

Коментарии Вконтакте:

Ответить Мера лошадиного терпения или почему лошади взрываются и что делать?
  1. Мне кажется, что все это применимо и к людям.

  2. Недавно явно «перезанималась» с одной лошадью, она взорвалась и пыталась меня брыкнуть задними ногами. Не достала, правда. Я назвала её свиньёй, прогнала ещё круг рысью, а потом выпустила на травку. Кобыла умчалась, как комета, стукнувшись холкой о шлагбаум, который я не успела убрать.

    Мне очень перед ней стыдно за свою некомпетентность, ничего не могу с собой поделать. Всё время об этом думаю.

  3. Да, как ни странно, но то, что описывает девочка в своей статье, является абсолютно понятным, логичным и общеизвестным. Вопрос в другом: вопрос в отношении среднестатистического человека к лошади. А среднестатистическое отношение — транспорт. Как велосипед, как мотоцикл, как устаревший вид транспорта. Поэтому и отношение к лошади, как к вещи: заставить, вынудить сделать то или другое действие. И только очень немногие: прозревшие и просветлённые понимают, что лошадь — это живое существо, у которого есть свои мысли, свои желания, свои эмоции, своя жизнь, наконец. Что любые попытки человека заставить что-либо сделать лошадь означают бесцеремонное вмешательство в жизнь лошади. Отсюда и все проблемы. Вот зачем все учат лошадь чему-то? Не за тем ли, что после Невзорова появилось желание выпендрится? Я понимаю, Невзорову было действительно интересно научить лошадь разным элементам. А всем остальным подражателям? Ну нафига оно? — Для выпендрёжа, не больше. Вот пока будет идея выпендрёжа сидеть в человеке, до тех пор лошади будут у него взрываться. Если стоит цель «научить» лошадь — это сразу тупик. Это сразу глупость. Люди говорят, что любят лошадей. Ну так и любите их. Это должно быть на первом месте, а не «научить» или покатать свою ж0пу. Другое дело, когда общение с лошадью требует новых эмоций, когда вы уже «всё прошли» и хочется чего-то новенького, вот только в этот момент можно придумывать какие-то элементы и начать разучивать их. Цель должна быть не разучить элементы, цель должна быть УЧИТЬ элементы. Важен не результат, важен процесс. Пока будет ориентация на результат, лошади будут дуреть от таких учителей. Человек не должен желать того, чтобы лошадь выполняла элементы какие-то, человек должен желать БЫТЬ с лошадью и УЧИТЬ эти элементы. Выученные элементы — это как прочитанная книга. Пока читаешь — интересно и хочется читать и читать дальше, ещё и ещё. А когда прочитал — сожалеешь о том, что так быстро закончилась. И начинаешь искать другую книгу: «что бы почитать такое интересное». То же самое должно быть и с лошадью: учить, процесс обучения — интересен. Результат — нет. Нужно желать как можно дольше идти к результату, нужно желать постоянного продолжения. Результат должен быть горизонтом, до которого нельзя дойти. Важно идти, а не дойти.

    • Юлия Худякова 20.07.2013 at 07:11 Ответить

      Девочка, которая написала эту статью, это я, Юлия Худякова. Как Вас зовут? Я согласна с каждым Вашим словом! Мы не имеем права учить лошадь ничему до тех пор пока мы не стали с ней единым целым, тогда уже лошадь сама просит нас чему-нибудь научить ее — это то самое БЫТЬ вместе, это игра, мои лошади очень любят, когда я придумываю что-нибудь новенькое. И наверное.. и продвигаемся мы медленно — нет ярких цирковых результатов — потому что занимаемся не на результат, а на сколько хватит радости на занятие, всегда больше импровизация, танец. Выпендреж…у меня его точно нет )) «Жопокатанием» тоже не страдаю — хотя немного этим мы занимаемся — но это не жопокатание а сеансы телепатии и волшебства на свободной лошади и обучение расслаблению )) Когда выкупила своего первого коня, не ездила на нем два года — восстанавливали после проката спину год, копыта после расковки тоже год.. Ну а потом так увлеклись общением на свободе, что верховая езда стала для нас неинтересной.. Я согласна с каждым Вашим словом — и о том что БЫТЬ и о том, что важен путь а не результат. Вот я когда весь день вожусь на конюшне — и некогда с конями заниматься — я чищу денники, левады, убираю камни вручную с левад — так могу сказать что весь табун ходит за мной по пятам, тычется в плечи, тачку с камнями, «помогают» )) , ходят за мной на кухню, ждут как кофе попью )) и они счастливы что я просто провожу время в их компании — после таких дней занятия необыкновенные, мы чувствуем что мы родные, одна семья, нам не нужны ни хлысты, ни веревки, лошади прекрасно играют и бережно относятся к друзьям и так…многому меня они научили… Насчет «взрывов» — мои лошади давно уже не взрываются ….мне многому пришлось научиться у лошадей, чтобы установилось полное понимание..Этот этап я называю «воспитанием» лошади, хотя, по правде сказать — воспитываем то мы себя — терпению, концентрации, управлению своим собственным телом, энергиями и состояниями, да эмоциями наконец!…. Спасибо Вам за дельный комментарий, есть о чем задуматься.

      • Юлия, какие простые, а главное точные слова вы подобрали к моему состоянию на сегодняшний день! А я все называла это иппотерапией, а себя иппотерапевтуемой))) Верховой езде начала учиться с октября 2013г. (успехи, по правде сказать, на дохлую троечку…ноги-сосиски, выдыхаюсь быстро, балланс плохой, единственное научилась «мягким рукам»). Два месяца назад купила коня, именно того, с которого падала, который неслух, который меня таскает по манежу как тряпичного зайца. Стала его лечить, одевать, да просто после работы приезжаю пообниматься))) В общем верхом ездить с собственным конем стала меньше, чем когда занималась по абонементу. Поняла, что мне приносит удовольствие именно общение с ним, уход, разговоры, пастьба, и редкие прогулки без седла (единение спин и поп) шагом по территории.


[top]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


-->