Автор этой статьи зоопсихолог, консультант, автор книги «О чем думает лошадь и как научиться ее понимать?” Соня Баскина, подробнее о Соне Вы можете узнать в разделе «Рекомендую»: https://happy-horses.ru/zoopsixolog-sofya-baskina/
ПОЧЕМУ животные НЕ внимательны к людям?
Если ваша собака или лошадь хочет общаться с сородичами больше, чем с вами – ищите причину в себе!
От многих, даже весьма уважаемых, тренеров сейчас можно услышать совет: «не давайте общаться с сородичами и вы будете в центре внимания своих питомцев». Этот совет часто идет вместе с советом «кормить животное только за работу». Поймите – эти тренеры находятся в плену своих ошибок! Они наделали этих ошибок (смотри ниже аж целых 10 штук) и их питомцы потеряли к ним интерес. Тогда эти тренеры начали ограничивать животных в еде. Жить захочешь – будешь есть и животные стали работать за еду. Потом последователи этих тренеров будут обижаться на «тупых» питомцев, которым от хозяев нужны только лакомства, а между тем они сделали это своими руками.
Животное теряет внимание потому что:
1) Его базовые потребности не удовлетворены. «Мотивация к осуществлению видоспецифического поведения возрастает во время депривации»
(Dellmeier, G. R. 1989. Motivation in relation to the welfare of enclosed livestock. Appl. Anim. Behav. Sci. 22:129). Животным необходимо общение с сородичами. Многие люди, видя, как охотно их собака бежит общаться с другими собаками вместо того, чтобы выполнять команды хозяина, не пытаются найти этому причину в своих собственных ошибках, стать привлекательнее для собаки. Они просто пытаются ограничить общение собаки с сородичами. Хочешь общаться – можешь общаться только со мной. (Замените слово «собака» на слово «ребенок» или «супруг» – и это будет статья о ревности и комплексе неполноценности…)
Посмотрите на себя. Могут ли ваши собаки удовлетворить вашу мотивацию общаться с людьми? И наоборот тоже верно – вы живете в мире людей, но общение с ними не уменьшает вашего желания общаться и с животными тоже.
2) Ему скучно. Прежде, чем научить чему-то лошадь или собаку, нам самим нужно научиться учить. Вы оттачиваете движения, пытаетесь синхронизировать движения рук, ног, еще и давать команду одновременно. Это занимает время. Как-то на занятии, я увидела, что хозяйке собаки обучение дается очень трудно. Мы отпустили собаку «гулять» (мы были на закрытой площадке), а сами стали одновременно повторять движения, которые должна делать хозяйка, когда учит собаку команде рядом. На пятое или шестое повторение, когда у хозяйки стало получаться, у нее под рукой оказалась собака, которая сделала все, что от нее требовалось. Ничего не стоило это закрепить поощрением.
3) Мы поставили слишком сложную задачу, к которой животное не готово. Оно пытается решить задачу, но у него не выходит. И тогда оно очень долго не получает похвалы. Оно теряет надежду, когда-нибудь решить задачу и сдается. Поведенчески это выражается так: собака разворачивается и отходит, опустив нос к земле или глядя вдаль; лошадь настойчиво или даже агрессивно начинает попрошайничать или тоже отворачивается.
4) Животное хочет получить подкрепление, даже если и не от вас. Вы требуете, чтобы оно решило какую-то задачу (поняло и выполнило требуемое). Оно теряет надежду на похвалу от вас, но видит своих сородичей. С ними оно говорит на одном языке и получить подкрепление от них ему гораздо проще – поэтому собака бежит к собакам, а лошадь к лошадям. А всего-то нужно было разбить задачу на подзадачки, чтобы животному было легко справляться.
5) Наши требования очевидны – животное понимает, что должно что-то сделать. Но что – не знает. Зато знает, что если не выполнит – получит наказание. Оно побаивается и стремится отойти подальше. Собаки обычно начинают кружить поблизости, не даваясь в руки, некоторые кидаются нас облизывать – мол, я еще маленький, не тронь меня. А лошади поступают как все стадные копытные животные в природе – при беспокойстве ищут спокойно пасущихся сородичей и бегут к ним (раз там спокойно, мне тоже будет там спокойно).
6) Мы не дали ему время подумать. Когда мы решаем задачу на экзамене, мы чешем голову, грызем ручки и рисуем каляки-маляки. Животные, когда пытаются понять навык, отворачиваются, чешутся, нюхают землю, осматриваются. Лошади делают круг вокруг своей оси, опускают и поднимают голову, хватают снег или траву губами. Ждите! Через минуту поставьте задачу перед ним снова и снова ждите. Дайте ему время подумать и оно сделает так как нужно. А если на экзамене учитель встанет позади вас и начнет поддергивать, чтобы вы решали задачу быстрее, вполне возможно, что вы потеряете все хорошие мысли насчет урока (учителя, предмета и себя самого).
7) Непредсказуемый тренер – это неизбежный провал. Но иногда нам очень легко показаться собаке непредсказуемым. Ведь первые занятия мы добиваемся подхода, а спустя 4-5 занятий требуем, чтобы она оставалась в выдержке или отходила от нас на место. Непредсказуемость всегда заставляет животных очень сильно нервничать. Непредсказуемость хозяина и окружения приводит к самым тяжелым проблемам поведения у животных. Когда мы непредсказуемы, животное сразу начинает зевать, перестает смотреть в лицо, может попытаться сбежать, стать агрессивной к другим собакам, или хотя бы уйти к гораздо более предсказуемым сородичам.
8 ) Мы не даем животному принять решение самому. Мы торопимся и даем ему готовые решения, просто формируя позу собаки руками или надевая дополнительное снаряжение на лошадь. Чаще всего мы делаем эту ошибку, когда хотим приучить животное к чему-то страшному для него. И требуем, чтобы с каждым разом оно подходило все ближе. На самом деле мы просто уговариваем его или тянем насильно. Бывает достаточно дать животному пару раз отойти от страшного и снова сделать самостоятельный выбор приблизиться всего на один шаг и получить за это поощрение, после чего животное решает задачу целиком. Это собенно касается обучения собак проходить барьеры и приучения лошадей к коневозкам, машинкам для стрижки, пылесосам и пр. Для животного (как и для нас) ценно и незабываемо только то, что оно решило сделать само! Это выглядит волшебно, но это очень просто и доступно. Если хоть раз вы достигнете успеха на этом пути, то никогда не откажетесь от него.
9) Мы не заметили, как животное устало. У нас есть большой опыт ходить строем и часами сидеть за партой, и мы уже забыли с каким трудом приобретали этот навык долгого внимания или притворной деятельности. Мы же наконец нашли время поработать! Когда собака устает или плохо себя чувствует, она реже взглядывает на хозяина, вместо выполнения команд она демонстрирует подчинение или сама (какой потрясающий ум!) предлагает вам что-то другое – игрушку, прогулку, пытается привлечь ваше внимание к чему-либо еще. Если устает лошадь, то она тоже показывает подчинение или попросту отделывается от человека или «претворяется глухой».
10) При болезни и при особом гормональном статусе, скажем во время беременности или передво время течки, животное теряет внимание,.
Не торопитесь говорить себе, мол, а я привык и я буду действовать как раньше. Задумайтесь. Понаблюдайте за своими собаками-лошадьми на занятиях.
Многие из вас используют кликер. Вспомните, что и его нехитрая философия далась вам не сразу, но готовы ли вы теперь вернуться к прежней «механике»? Понимание, почему в данный конкретный момент глаза вашей собаки устремлены не на вас, а лошадь пропустила ваш жест – это то, что нарабатывается быстро. И как вернуть это внимание позитивно – я даже не стала писать, потому что вы в состоянии придумать это сами.
И еще. У меня на занятиях никогда не возникает проблемы с невнимательностью животных (я дрессирую собак, лошадей и коров). Но это не значит, что я с ней не сталкиваюсь. Сталкиваюсь часто. Невниманием животное показывает свои границы – понимания задачи или усталости, и мои промахи, конечно. Я сразу меняю тактику и бываю вознаграждена. Общение с человеком для собаки или лошади может быть гораздо интереснее, чем общение с сородичами. Когда первичные потребности удовлетворены, то у животного появляется потребности в признании, уважении, достижении нового – это веская причина, чтобы сотрудничать с людьми.
Источник этой статьи : http://baskina.com/archives/916
Когда мы чему-то учили нашу собачку, никогда на нее даже не повышали голос.
Полностью согласна. Когда животное ощущает дискомфорт, оно ведет себя немного нервно даже непредсказуемо для тех, кто мало знаком с особенности поведения животных.
Спасибо за интересную статью.
Люблю животных, особенно собак и они отвечают мне тем-же.