Расписание семинаров на 2025 год.

Работать с кликером я начала совсем недавно. Методика работы довольно проста. Хотя бы потому, что о ней сейчас много пишут, пишут понятно и доступно. Конечно, везде есть свои сложности и нюансы, но в целом, суть ясна. Как и когда подкреплять нужное поведение, как наращивать критерии и т.д.

Но мне предстояло начать с самых азов. А именно с объяснения моей лошади, что такое кликер и почему это хорошо.

Необходимо было связать звук кликера с чем-то приятным, чтобы лошадь понимала суть клика, что это похвала. Я решила, что это будет довольно просто. Кликала перед подачей корма, перед тем как выпустить гулять, перед тем, как похвалить за хорошо выполненный элемент. При этом награда следовала сразу после клика, как и положено. Однако реакции не последовало. Лошадь не воспринимала этот звук, списывая его на внешний шум.

Конечно, это послужило поводом для размышления на тему «А что я делаю не так?»

Размышления не прошли даром – я нашла ответ, который оказался простым до безобразия.

Каждый раз я просила лошадь что-либо сделать, после чего кликала и давала вкусняшку. И этот процесс ничем не отличался от любой будничной тренировки. Разве что наличием нового звука. Уже приевшееся схема занятий, от лошади постоянно что-то требуют, зачем-то это надо делать, для чего-то это нужно (вот только для чего?), постоянно чему-то учат.. Да, делают это мягко и без напряжения. Да, хвалят за это… Но лучше бы просто отпустили, а то скука смертная..

Именно это было большущими буквами написано на морде моей кобылы.

Естественно лошадь не акцентировала внимание ни на занятии, ни на похвале, ни уж тем более на клике.

И я решила кардинально поменять свое поведение. «Подкрепить можно только то поведение, которое проявляется» — фраза, которая является одним из основных правил формирования с помощью положительного подкрепления. Вот с нее-то и стоит начинать.

Я не стала просить ни о чем лошадь. Я просто дождалась, пока она что-то сделает. И она сделала: подняла ногу. Клик! Вкусняшка.

Глаза кобылы загорелись мгновенно. Недолго думая, она решила проверить свою догадку – подняла ногу. Клик!

С этого момента все  переменилось. Лошадь поняла, что не я ее учу, а она меня. Она, умница и раскрасавица, обнаружила способ, как однозначно показать, что ей нужна от меня вкусняшка. Конечно же лошадь принялась тут же закреплять мое поведение и развивать реакцию.. 😉 Дело сдвинулось с мертвой точки.

То, о чем я написала, описано во многих книгах и статьях о кликер-методе. И сейчас я могу сказать, что читала об этом. Но все это было очень не явно. Эта информация воспринималась мной как нечто само собой разумеющееся, а поэтому не воспринималась вообще.

К тому же, сколько бы люди ни говорили о партнерстве с лошадью, они все равно в самом начале  по неопытности ставят себя выше животного. Они при этом любят своего друга, уважают, хотят не только научить, но и научиться. Однако подсознательно все равно берут на себя роль учителя. Очень важно осознать это и постараться изменить ситуацию. Пусть лошадь учит вас. Особенно в начале. Именно это послужит началом ваших будущих равных дружеских отношений.

zp8497586rq